Десятины Левия

25/05/2016

Вопрос: В попытке найти библейское подтверждение для идеи корпоративного покаяния (раскаяния за грехи предшествующих поколений) зачастую ссылаются на слова апостола из послания к Евреям: «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр. 7:9, 10).

Ответ:

При буквальном прочтении текста может сложиться впечатление, что Левий реально присутствовал в своем праотце Аврааме, когда тот встретился с Мелхиседеком, и вместе с ним возвратил, в буквальном смысле этого слова, Мелхиседеку десятину. Однако такое прочтение текста лишено серьезного библейского основания, да и здравого смысла. Еще много веков назад Августин «вписал» подобный смысл в другой текст Св. Писания Рим. 5:12 «посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [Адаме] все согрешили». Согласно Августину, представители всех последующих поколений реально присутствовали в семени Адама и потому согрешили вместе с ним. Рождаясь в мир, все они несут на себе т.н. первородный грех, вина за который смывается только в акте крещения.

            Мы не будем подробно останавливаться на анализе позиции Августина, несущей на себе следы достаточно противоречивых и спекулятивных представлений о происхождении души, и заметим лишь, что всеобщая греховность рода человеческого, безусловно связанная с грехом Адама, вовсе не требует от нас признания идеи онтологического (реального) присутствия каждого человека в его семени. В свете современных представлений о наследственности, и учитывая тот факт, что в формировании новой жизни на равных участвуют и мужчина, и женщина, вряд ли сегодня кто-то будет серьезно воспринимать средневековые представления о гомункулусах, которые, попадая с семенем мужчины в материнскую утробу, лишь претерпевают в ней количественный рост. Однако к идее греховной поврежденности человеческого естества, связанной с грехопадением прародителей, следует отнестись, безусловно, серьезно.

            Но вернемся к нашему тексту. Прежде всего, следует обратить внимание на греческое выражение hos epos eipein, которое переведено у нас как «так сказать». Подобное выражение ни разу не встречается в Новом Завете, равно как и в Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык). Однако смысл данного выражения достаточно понятен, учитывая его частое использование небиблейскими античными авторами, такими как Платон, Аристотель, Филон Александрийский и др. Это выражение использовалось в том случае, когда автор хотел избежать гиперболизации или уклонения в сторону от того главного, о чем он говорит, или смягчения того, что покажется необычным. «Так сказать» означает, что последующие слова не следует воспринимать буквально.

Таким образом, используя выражение «так сказать», автор послания к евреям в каком-то смысле готовит читателя к тому, что последующие слова, относящиеся к Левию, будут звучать неестественно, учитывая тот факт, что у Авраама тогда не был рожден еще даже Исаак. Автор тем самым смягчает то, что говорит дальше, как бы предвидя тот момент, что для его читателя эти слова покажутся странными. Автор послания, безусловно, не имеет в виду того, что Левий действительно уплатил десятину в Аврааме, поскольку Левия тогда просто не существовало. Вряд ли и автор полагает, что Авраам был представителем Левия, так как ему не было дано никаких указаний действовать в том же качестве, что и Левию. Следует исключить и мысль о том, что поступок Авраама был вменен или засчитан Левию. Насколько это уместно, если Левий и его колено будут выступать не как отдающие, а как получающие десятины?

Да, для иудейской традиции действительно свойственно подчеркивать солидарность между поколениями, в частности, между отцом и его сыновьями, и автор послания использует эту связь в своей аргументации. Если Мелхиседек выше Авраама, праотца Левия, тогда он выше и Левия, который был потомком Авраама, хотя и не был тогда еще рожден. Выражение «ибо он был еще в чреслах отца» просто подчеркивает тот факт, что он потомок Авраама. В этом нас убеждает ст. 7:5, где говорится, что и все остальные представители израильского народа «произошли из чресл Авраама».

Авраам представлял всех своих потомков, и то, что он сделал, оказало огромнейшее влияние на последующие поколения. Его поступок помогает также и в богословском осмыслении взаимосвязи между левитским священством и священством по чину Мелхиседека.

Основное внимание автора послания в 7 главе сосредоточено именно на теме священства. Это главное, что следует иметь в виду, прежде чем склоняться к буквалистскому прочтению 9 и 10 стихов. Автор напоминает историю, записанную в книге Бытие (14:17-20), о том, как Авраам после победы над враждебными племенами, отдает десятую часть добычи царю Салима Мелхиседеку, который и благословляет великого патриарха. В 5 ст. автор говорит о том, что такое право – брать десятины с народа, получили сыны Левия, которые «произошли от чресл Авраамовых». В 9 ст. складывается несколько парадоксальная ситуация: Левий, по закону принимающий десятины (Чис. 18), в Аврааме сам выступает в роли того, кто ее возвращает. Логика автора понятна: тот, кто возвращает десятину, - ниже по статусу того, кто ее получает. Другими словами, статус Мелхиседека как священника выше статуса левитского священства.  Сравнивая священство сынов Левииных и священство Мелхиседека, автор, таким образом, показывает превосходство последнего.

Следует подчеркнуть, что эту тему (связанную со священством Мелхиседека), автор начинает в 5 гл., где он впервые представляет Христа как священника по чину Мелхиседека, который «не сам себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”», дал Ему это право (ст. 5, 6). Автор с сожалением признает, что эта тема достаточно сложно воспринимается его соотечественниками, которые институт земного священства воспринимали как самодостаточный сам в себе (ст. 11, 12).

В центре внимания автора послания первосвященническое служение Христа, как истинного Первосвященника, совершающего служение в «скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Подчеркнув превосходство священства Мелхиседека в 7 главе столь необычным образом (в Аврааме все потомки, даже сыны Левия, принимающие десятины, уплатили десятину Мелхиседеку), автор показывает необходимость появления более совершенного священства в Сыне Божьем Иисусе Христе, «Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (16 ст.). Сравнение двух священств продолжается дальше в Евр. 8:1 – 10:18, где автор показывает, что Вечный Первосвященник приобрел «вечное искупление» (9:12), что Он есть Ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях (8:6), что Он есть Первосвященник, Который «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14).

Таким образом, линия мысли автора ясна: от Авраама с его долготерпением (6:13-15) до загадочного царя Мелхиседека (7:1), от которого Авраам получил благословение, и далее до Сына Божьего и вечного характера Его священства. В начале своего послания автор уже сделал сильный акцент на божественном и царском статусе прославленного Христа, процитировав слова инагурационного псалма (Пс. 2:7), которые, как явствует из контекста, не имеют никакого отношения к чуждой Писанию идее буквального или физического рождения Сына Божьего во времени. Теперь же он развивает тему первосвященнического служения Христа, вечного и непреходящего, отталкиваясь от образа Мелхиседека как не имеющего «ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию», пребывающему священником навсегда (7:3).

Итак, основное внимание автора послания к евреям в рассматриваемом нами отрывке 7:9, 10 не на том, что Левий буквально находился в «чреслах» своего праотца Авраама задолго до своего зачатия и рождения, а на том, что левитское священство ниже священства Мелхиседека, что оно не совершенно и временно. Лишь священническое служение Сына Божьего, прообразом которого служило Аароново священство, и на которое указывает священство Мелхиседека, является истинным, совершенным и вечным.

Евгений Зайцев, Доктор теологии

 

Вернуться к Трудные тексты Библии