Защита библейской истины

Сборник №9. "Слово Твое есть истина"

27/02/2020

Скачать в PDF формате

Содержание

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Герменевтика: исторический ракурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Е. В. Зайцев
Предпосылки интерпретации Священного Писания . . . . . . . .42
Франк Хазел
Авторитет Священного Писания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Петер М. ван Беммелен
Текст и канон Священного Писания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Геральд Клингбейл
Рекомендации по толкованию Священного Писания . . . . . .117
Эккехардт Мюллер
Толкование ветхозаветных пророчеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Ричард Дэвидсон
Герменевтика и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Лаэль Цезарь
Приложение 1. Методология библейских исследований . . 199
Приложение 2. Девять основополагающих принципов
адвентистской герменевтики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Уильям Джонсон

Предисловие

Данный сборник посвящен герменевтике — одному из разделов богословского знания и библеистики, изучающему принципы и методы толкования текста Священного Писания. Герменевтика лежит в основе экзегезы — искусства извлечения первоначального смысла текста, заложенного в него автором.

Библия, как известно, — это целый мир, впитавший в себя множество традиций, исторических эпох, разнообразные идеи и образы. Она имеет свой язык, символику, структуру, которые требуют углубленного, проницательного подхода. Библию недостаточно просто читать. Будучи Словом Божьим, она требует благоговейного молитвенного обращения. Вместе с тем это и слово человеческое, подлежащее тщательному изучению. Это изучение необходимо хотя бы потому, что нас отделяют от времени библейских писателей десятки веков. Авторы Библии принадлежали к миру Древнего Востока, великие цивилизации которого — Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия — пришли к упадку еще задолго до Р. Х. Но именно они и создавали тот культурно-исторический фон, на котором происходили события, записанные в Ветхом Завете. Культурно-историческим фоном Нового Завета являлся уже греко-римский мир. Если мы хотим глубже проникнуть в Слово Божье, данное нам через библейских авторов, мы должны постараться понять тот мир, в котором жили эти авторы. Эти знания помогут глубже проникнуть в смысл Священного Писания и, как следствие, помогут в понимании того, что хотел сказать нам через Своих посланников Сам Бог.

Адвентистская традиция толкования текста Библии основана на целом ряде фундаментальных герменевтических принципов. Прежде всего, Библия понимается как откровение Божье (Ам. 3:7). Это означает, что библейское повествование представляет собой описание самораскрытия Бога в истории богочеловеческих отношений. Считается, что откровение Бога, содержащееся в Священном Писании, достаточно для того, чтобы человек мог познать Бога и Его спасительную волю относительно этого мира.

Вторым важным принципом, на котором основывается адвентистская традиция толкования, является признание боговдохновенного (богодухновенного — как это слово записано в Синодальном переводе) статуса писаний, входящих в состав Библии (2 Тим. 3:16). Понятие боговдохновенности связано с особой ролью Святого Духа в процессе передачи Божественной воли человеку. Под боговдохновенностью понимается сверхъестественная активность Святого Духа, под влиянием Которого авторы Священного Писания обретали способность записывать так, чтобы это наиболее адекватно отражало то, что Бог замыслил передать человеку. Не имеет значения, получили святые авторы знание обо всем, относительно чего они писали, по откровению или Бог вел их к другим источникам, откуда они получали свои сведения, — все, что записано в Священном Писании, было написано под вдохновением от Святого Духа.

Боговдохновенность — сверхъестественное явление, которое, не лишая книг Библии индивидуальности и авторского стиля, тем не менее делает их книгами Писания во всей полноте Слова Божьего. Боговдохновенность — это всегда процесс взаимодействия Божественного и человеческого. Человеческий фактор в результате этого процесса не подавляется, а активно проявляется. Бог взаимодействует с человеком в контексте завета, и характер этого взаимодействия учитывает слабость и несовершенство человеческого естества после грехопадения. Некоторые расхождения в информации, не имеющие существенного отношения к содержанию и характеру Божественной вести, ничуть не подрывают боговдохновенности Священного Писания и его авторитетности, а лишь подчеркивают благость и величие Бога откровения, готового к сотрудничеству даже с падшим человеком.

Третий важнейший принцип, следующий из предыдущего, — подчеркивание Божественного авторитета Священного Писания. Под авторитетом Библии понимается ее способность определять для человека мировоззренческие рамки, другими словами, служить критерием истины в таких основополагающих вопросах бытия, как «что есть мир?», «что есть человек?», «что есть Бог?», «что есть добро и зло?», «в чем смысл жизни?», и др. Будучи авторитетным для человека, Священное Писание определяет содержание его мировоззрения, веры и нравственного поведения. Благодаря своей боговдохновенности Библия продолжает оставаться авторитетной и для современного читателя, обеспечивая мировоззренческие границы его восприятия Бога, мира и самого себя. Авторитет этот не является внешним, т. е. приписанным извне; авторитетность Священного Писания определяется Божественным фактором, присутствующим в Библии благодаря активности Святого Духа во время передачи Божьей вести и ее последующей записи.

Четвертый важнейший принцип адвентистской герменевтики — признание интегрирующей роли Святого Духа, обеспечивающей единство и целостность Священного Писания. Единство Писания подразумевает непротиворечивость и последовательность откровения о Боге, представленного в истории спасения. Единство Писания усматривается во взаимозависимости Ветхого и Нового заветов и преемственности между ними, в исполнении многочисленных пророческих предсказаний, в едином взгляде на проблему греха и спасения, в неизменности нравственного учения Библии, прослеживаемой во всех книгах Библии.

Наконец, пятый принцип касается признания идеи Божественного просвещения в процессе обращения человека к Священному Писанию.

Возможность восприятия Божественного откровения, записанного в далеком прошлом, обеспечивается благодаря просветительской (просвещающей, научающей) функции Святого Духа, Который помогает понять истинный смысл Священного Писания, остающийся неизменным для всех поколений верующих людей.

Церковь адвентистов седьмого дня признает историческую роль иудаизма в дохристианскую эпоху в составлении канона Ветхого Завета (39 книг) и христианской церкви в составлении канона Нового Завета (27 книг). Бог использовал церковь для того, чтобы собрать и сохранить Священные Писания, в которых Он пожелал дать человечеству Свое спасительное Слово до конца времени. Составляя канон Нового Завета, церковь руководствовалась предшествующим Божьим откровением, выраженным в Ветхом Завете, боговдохновенный статус которого признавали Христос и апостолы. Общепринятая позиция христианской церкви относительно завершенности канона Священного Писания, согласно которой никакой другой документ не может быть равноавторитетным с библейскими книгами, разделяется и Церковью адвентистов седьмого дня.

Авторы статей, вошедших в настоящий сборник, привержены всем перечисленным выше герменевтическим принципам. Все они известные ученые-библеисты, специалисты в области герменевтики. Читателю небезынтересно будет познакомиться с кратким содержанием представленных в сборнике статей.

Первая статья, написанная директором Института библейских исследований и Института перевода Библии в Заокском, знакомит с краткой историей библейской герменевтики, начиная еще с ветхозаветной эпохи. Автор делает краткий обзор тех методов толкования Священного Писания, которые использовались в раннехристианской церкви, в период Средневековья, в эпоху протестантской Реформации, в постреформационный период, в эпоху Нового времени. Подобный исторический обзор призван расширить представление о герменевтике как науке и искусстве толкования библейского текста, а также увидеть как сильные, так и слабые стороны каждого метода.

Автор следующей статьи — помощник директора Института библейских исследований ГК доктор теологии Франк Хазел рассматривает основные предпосылки в интерпретации Священного Писания и наиболее общие подходы к толкованию библейского текста. Серьезное внимание он уделяет библейскому повествованию о сотворении человека по образу и подобию Божьему как отправной точке в утверждении самой возможности общения человека с личностным Богом. Вместе с тем автор указывает на последствия грехопадения, которые эту возможность значительно исказили. В этих условиях от интерпретатора ожидается открытость и честность, смирение и вера, а также любовь к библейскому тексту как откровению Божьей воли. Хазел проясняет основные герменевтические принципы, которыми руководствуется Церковь адвентистов седьмого дня, истолковывая Священное Писание: sola scriptura (только Писание), tota scriptura (все Писание), достаточность Писания, единство Писания, ясность Писания, значение контекста. В заключение автор проясняет отношение церкви к известному в протестантизме «христологическому принципу», отмечая, что Писание не может быть поставлено в подчиненное положение даже идее христоцентризма.

Профессор Университета Андрюса Петер ван Беммелен в своей статье «Авторитет Священного Писания» обращает внимание на тему, которая в последнее время благодаря влиянию либеральной теологии и библейской критики стала особенно актуальной. Подрыв авторитета Библии как боговдохновенного Слова Божьего и как окончательного критерия веры, учения и жизненной практики заставляет автора еще раз посмотреть на взаимосвязь между авторитетом Писания и авторитетом Самого Бога, на внутренние свидетельства Библии, подтверждающие верховную власть Писания как Божьего Слова, на масштаб и достаточность авторитета Библии в решении вопросов веры и учения. Серьезное внимание автор обращает на вопрос отношения к проблеме авторитета Библии западно-европейских протестантских реформаторов.

Геральд Клингбейл — профессор кафедры ветхозаветных и древнеближневосточных исследований в своей статье «Текст и канон Священного Писания» касается самой, пожалуй, дискутируемой темы в истории церкви — канонизации библейских книг и их сохранения. Как формировался ветхозаветный и новозаветный канон? Что представлял собой процесс канонизации? Какую роль в этом процессе играли религиозные и социо-культурные факторы? Дошел ли оригинальный текст Писания до нас в неизмененном виде? Автор убежден, что библейский канон имеет внутренний источник самоидентификации, коим является факт боговдохновенности (инспирации). Боговдохновенный характер Священного Писания Ветхого Завета признавали Христос и апостолы. На основании откровения, содержащегося в Ветхом Завете, формировался новозаветный канон. Святой Дух не только вдохновлял пророков и апостолов на передачу Божьей вести, но и способствовал сохранению ее содержания в последующих веках. К той же просвещающей силе Святого Духа должен обращаться и современный читатель Библии, чтобы древний библейский текст стал для него понятным, назидательным и спасительным.

Эккехардт Мюллер, помощник директора Института библейских исследований ГК, в своей достаточно практической статье предлагает целый ряд рекомендаций, связанных с грамотным и аккуратным подходом к исследованию Священного Писания. Автор описывает необходимые экзегетические шаги, которые в хронологическом порядке должен проделать любой беспристрастный и объективный исследователь текста Библии, чтобы сделанные им выводы были максимально приближены к первоначальному смыслу текста. Эти шаги следующие: обратиться к Богу с молитвой, прочесть текст, использовать наилучший вариант текста, перевести текст, исследовать контекст, проанализировать текст, провести богословский анализ, показать применение текста сегодня, использовать ресурсы, не спешить с окончательным выводом.

Профессор кафедры ветхозаветных исследований семинарии Университета Андрюса доктор Ричард Дэвидсон предлагает интересный обзор ветхозаветных пророчеств, обращая внимание на конкретные практические шаги, которые должен предпринять исследователь Библии, чтобы его толкование было в рамках Божьего откровения. Автор подчеркивает важность определения исторического контекста, в котором было изречено пророчество; важность анализа литературной структуры пророческой книги или отрывка; необходимость оценки символики и образного языка; важность определения типа пророческого предсказания (мессианское, пророчество о будущем Израиля, пророчество о других народах, апокалиптическое пророчество и др.). Ветхозаветные пророчества и их исполнение в Новом Завете подчеркивают единство и целостность Священного Писания, указывают на преемственность Божьего откровения, отражают универсальный характер Божьего плана спасения.

Заключительная статья сборника, написанная Лаэлем Цезарем, известным специалистом в области ветхозаветных исследований, помощником главного редактора журнала Adventist Review, посвящена достаточно актуальной сегодня проблеме взаимоотношения герменевтики и культуры. Как воспринимать Библию, появившуюся когда-то в условиях семитской культуры, современному читателю, живущему в совершенно ином культурном контексте? Автор приводит примеры культурно обусловленного прочтения Библии, среди которых теология освобождения, «черная теология», феминистическая теология и др. Осознавая деликатность темы и уважительно относясь к национальным, этническим, гендерным факторам, автор тем не менее призывает отталкиваться не от многообразия этих факторов и не от личного опыта в трактовке Священного Писания, а от признания боговдохновенного характера Библии и ее непреходящего авторитета как Слова Божьего для любой эпохи и для любой культуры.

В Приложении читатель найдет очень важный документ, который отражает официальную позицию Церкви адвентистов седьмого дня в отношении интерпретации Священного Писания. Документ был разработан Институтом библейских исследований ГК как ответ на вызовы историко-критического метода и утвержден на Годичном совещании Исполнительного комитета ГК в 1986 году в Рио-де-Жанейро, Бразилия. В документе представлены основные методологические принципы, которыми должен руководствоваться исследователь Библии, чтобы максимально корректно истолковать текст Священного Писания. В основе этих принципов лежат следующие предпосылки: утверждение боговдохновенного статуса Священного Писания и признание Божественного авторитета Библии. В Приложение также помещена статья бывшего главного редактора журнала Adventist Review Уильяма Джонсона «Девять основополагающих принципов адвентистской герменевтики», впервые опубликованная в марте 1999 года в журнале Ministry.

Как Слово Божье Писание, наделенное властью и авторитетом Бога, способствует зарождению и поддержанию веры в Спасителя, о Котором оно свидетельствует, и определяет содержание как внутренней жизни церкви, так и каждого верующего, способствуя принятию всего, чему оно учит. В Священном Писании Бог дал нам запись о Своих могущественных деяниях в человеческой истории вместе с объясняющим все это Словом, без которого мы не смогли бы знать, что через всю сумятицу, столь характерную для течения исторических событий, Бог вырабатывал Свой вечный план для спасения человечества. Когда через Евангелие, провозглашенное в Священном Писании, Святой Дух призывает грешников к вере в Иисуса Христа, они признают Писание как Слово Божье, которому присуща совершенная цельность всего того, что Бог открыл нам для нашего спасения и наставления. Правильно понять и истолковать это Слово и призвана эта небольшая книга.

Евгений Зайцев, доктор теологии, директор Института библейских исследований ЕАД

Вернуться к Публикации